АМВРОСИАНСКИЙ МАНУСКРИПТ И ЕГО ТЕКСТОВЫЕ ВАРИАНТЫ: СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ С ЭФИОПСКИМ МАНУСКРИПТОМ ПОСЛАНИЯ К ГАЛАТАМ
DOI:
https://doi.org/10.26577/JOS202511211Аннотация
В данной статье представлен детальный сравнительный анализ двух значимых эфиопских манускриптов: Maqala Mikael 167, датируемого XVI веком, и Амвросианского кодекса, относящегося к XIV веку. Оба манускрипта содержат важные версии Посланий апостола Павла, однако между ними выявлены существенные различия, позволяющие глубже понять процессы передачи и сохранения данных текстов в эфиопской традиции. Основное внимание исследования сосредоточено на выявлении значительных пропусков в Амвросианском манускрипте по сравнению с Maqala Mikael 167. Эти расхождения имеют не только текстологическое значение, но и играют ключевую роль в изучении эволюции текстовой традиции Посланий апостола Павла. Анализируя данные пропуски и особенности манускриптов, статья способствует улучшению критического издания Посланий, раскрывая новые аспекты их исторического и текстологического развития. Кроме того, исследование подчеркивает важность Maqala Mikael 167 как более полного и надежного источника для критического анализа Посланий апостола Павла, представляющего наиболее целостную версию текстов. В то же время признается историко-культурная значимость Амвросианского манускрипта, который отражает более ранний этап передачи Посланий в рамках эфиопского христианства. Сравнительный подход, использованный в работе, углубляет понимание сложностей, связанных с сохранением священных текстов в эфиопской христианской традиции, и вносит вклад в дальнейшие научные исследования в области текстологии.
Ключевые слова: эфиопский манускрипт, текстологические пропуски, сравнение, Кодекс Амвросианус, текстологическая критика.