ПРОЯВЛЕНИЕ МИФОЛОГИЧЕСКИХ ПЕРСОНАЖЕЙ В ПСИХОЛОГИИ ПЕРСОНАЖЕЙ В ПОЭМЕ НИЗАМИ ГЯНДЖЕВИ «СЕМЬ КРАСАВИЦ»

Авторы

  • Ulkar Elman gizi Bakhshiyeva Азербайджанский государственный педагогический университет, Азербайджан, г. Баку https://orcid.org/0000-0002-5994-2356

DOI:

https://doi.org/10.26577/JOS.2023.v107.i4.011
        161 105

Аннотация

Низами Гянджеви, живший в период Средневековья (1141-1209), занимает почетное место среди великих азербайджанских поэтов и философов. Его влияние на культуру и литературу в регионе остается значительным. Писав на азербайджанском, персидском и арабском языках, он создал произведения, такие как «Космический виноградник» («Хамса») и «Лейла и Меджнун», которые переносят читателя в мир глубоких философских и моральных идей.В «Лейле и Меджнуне» Низами описывает не только историю любви, но и духовный поиск и стремление к высшим истинам. Его произведения богаты символикой, метафорами и мистическими элементами, делая их не только художественными, но и философскими произведениями.

Через свое творчество Низами передает национальные ценности, духовные традиции и мифологические элементы своего народа. В его работах подчеркивается важность духовного развития, любви к природе и стремление к высшим истинам, что вписывается в контекст культуры и традиций тюркского народа. Таким образом, Низами Гянджеви с легкостью можно охарактеризовать как личность, преобразившую азербайджано-турецкий национальный дух в литературно-эстетическую цель своих произведений, создавая произведения, которые являются воплощением национальной идентичности, традиций и духовности своего народа.

Низами систематически использовал турецкий фольклор и турецкие мифические традиции в своем творении «Хамса». С этой точки зрения в творчестве поэта выделяется стихотворение «Семь красавиц». В рассказах каждой из 7 красавиц в поэме «Семь красавиц» есть следы фольклорных мотивов. В статье обращено внимание на различные аспекты «сказки Махана», которую Бахрам слушал от дочери пятого царя климата в бирюзовом куполе в среду, в плане связи с фольклорными источниками. Таким образом, эта сказка как бы отражает систему персонажей азербайджанских волшебных сказок и мифологических текстов в целом.

В статье исследуются причины, по которым Низами воплощает идею сказки и всего произведения постепенно, в художественно-логической последовательности, согласно этапам духовной эволюции. В связи с этим в конце сюжета Махан осознает, что он жадный человек, что его жадность является причиной всех его несчастий. Это связано с тем, что все герои, воплощающие идеи Низами в «Хамсе», проходят процесс духовно-нравственного совершенствования. Этот путь/процесс состоит из разных этапов. Одним из важных этапов процесса является возникновение у человека самосознания.Человек может избавиться от своих негативных качеств и стать совершенным человеком только через самоосознание. В статье также проанализированы моменты выхода Махана на стадию «самоосознания» в конце сюжета, понимания своей психологической личности и раскаяния во всех негативных чертах и поступках, которые привели его к порокам, несчастьям, хараму и греху.

Ключевые слова: Н. Гянджеви, тюркский, миф, образ, персонаж

Загрузки

Как цитировать

Bakhshiyeva, U. E. gizi. (2023). ПРОЯВЛЕНИЕ МИФОЛОГИЧЕСКИХ ПЕРСОНАЖЕЙ В ПСИХОЛОГИИ ПЕРСОНАЖЕЙ В ПОЭМЕ НИЗАМИ ГЯНДЖЕВИ «СЕМЬ КРАСАВИЦ». Вестник КазНУ. Серия Востоковедения, 107(4), 105–113. https://doi.org/10.26577/JOS.2023.v107.i4.011

Выпуск

Раздел

ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА СТРАН ВОСТОКА