Сравнительный анализ древнекитайской духовной критики и российской субъективной критики Серебряного века
DOI:
https://doi.org/10.26577/JOS.2022.v103.i4.010Аннотация
Духовная критика в Древнем Китае зародилась в доциньскую эпоху и период двух династий Хань. Она сформировалась и получила дальнейшее развитие во времена династий Северной и Южной Сун, Мин и Цин. Духовная критика характеризуется устранением внешних влияний при оценке литературных произведений. Ум должен быть ясен, как зеркало, – отсюда и происходит название. Этот метод критики не только существовал долгое время и имел большое влияние, но он и до сих пор занимает значительное место в китайской литературной критике. Субъективная критика русского Серебряного века была выдвинута Д. С. Мережковским и пользовалась широкой популярностью среди символистов. Она характеризовалась тем, что исходила из личной религиозно-философской мысли критика и интерпретировала писателей-классиков и классические произведения в мировой и русской литературе в противовес господствовавшей тогда социально-исторической критике. Хотя этот вид критики просуществовал недолго, он достиг колоссальных успехов, а его отзвуки слышны до сих пор. Хотя эти два вида критики зародились в разных культурах и народностях и охватили несколько тысяч лет, но они имеют много общего с точки зрения философских истоков, способов мышления, методов критики и эстетических целей. Оба вида критики были сфокусированы на измерении “души”. Древнекитайская духовная критика была сосредоточена на духовном понимании, а русская субъективная критика Серебряного века придавала значение субъективному восприятию, поэтому сравнительное исследование двух видов литературной критики приоткроет перед нами нам множество интересных явлений.