ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ АЛЬ-ФАРАБИ: ЛИНГВОФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ «ДОБРОДЕТЕЛИ», «СЧАСТЬЯ» И «ГРАЖДАНСКОЙ ЭТИКИ»
DOI:
https://doi.org/10.26577/JOS202511432Аннотация
Аль-Фараби – один из основоположников исламской философии –разработал свою образовательную концепцию, глубоко укоренённую в исламских учениях и находящуюся под влиянием аристотелевской мысли. Человека он рассматривает как создание Бога, предназначенное к возвращению к своему Творцу. По мнению аль-Фараби добродетель не является врождённым качеством, а приобретается посредством воспитания и сознательных усилий. Поскольку совершенство не дано от рождения, его необходимо взращивать, что делает образование основным инструментом для достижения как личностного самосовершенствования, так и нравственного совершенства.
Согласно аль-Фараби, путь к человеческому счастью заключается в чёткости понимания его сути, в стремлении к нему и в наличии воли для реализации этого стремления. Философ различает два основных способа развития добродетели: та’диб –تأديب (воспитание), направленный на формирование интеллектуальных и теоретических добродетелей, и та’лим – تعليم (обучение), содействующий развитию этических и практических добродетелей. По его мнению, оба эти процесса должны осуществляться в условиях нравственно здорового и социально организованного общества.
Несмотря на то, что некоторые аспекты философии аль-Фараби могут восприниматься как идеалистические или утопические, его концепция подчёркивает преобразующую силу образования и ключевую роль общества в формировании добродетельной личности.
Настоящее исследование рассматривает его классификацию добродетелей, значение, которое он придаёт общественной жизни, а также его веру в способность человека к нравственному развитию. Посредством текстуального анализа первоисточников на арабском языке и сравнительного изучения греческих и исламских традиций доказывается неизменная актуальность идей аль-Фараби в современных дискуссиях об этике, образовании и раскрытии человеческого потенциала.
Ключевые слова: аль-Фараби, счастье, добродетель, обучение и воспитание, исламская философия, гражданская этика.
