ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ АЛЬ-ФАРАБИ: ЛИНГВОФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ «ДОБРОДЕТЕЛИ», «СЧАСТЬЯ» И «ГРАЖДАНСКОЙ ЭТИКИ»

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.26577/JOS202511432
        262 90

Аннотация

 Аль-Фараби – один из основоположников исламской философии –разработал свою образовательную концепцию, глубоко укоренённую в исламских учениях и находящуюся под влиянием аристотелевской мысли. Человека он рассматривает как создание Бога, предназначенное к возвращению к своему Творцу. По мнению аль-Фараби добродетель не является врождённым качеством, а приобретается посредством воспитания и сознательных усилий. Поскольку совершенство не дано от рождения, его необходимо взращивать, что делает образование основным инструментом для достижения как личностного самосовершенствования, так и нравственного совершенства.

Согласно аль-Фараби, путь к человеческому счастью заключается в чёткости понимания его сути, в стремлении к нему и в наличии воли для реализации этого стремления. Философ различает два основных способа развития добродетели: та’диб –تأديب (воспитание), направленный на формирование интеллектуальных и теоретических добродетелей, и та’лим – تعليم (обучение), содействующий развитию этических и практических добродетелей. По его мнению, оба эти процесса должны осуществляться в условиях нравственно здорового и социально организованного общества.

Несмотря на то, что некоторые аспекты философии аль-Фараби могут восприниматься как идеалистические или утопические, его концепция подчёркивает преобразующую силу образования и ключевую роль общества в формировании добродетельной личности.

Настоящее исследование рассматривает его классификацию добродетелей, значение, которое он придаёт общественной жизни, а также его веру в способность человека к нравственному развитию. Посредством текстуального анализа первоисточников на арабском языке и сравнительного изучения греческих и исламских традиций доказывается неизменная актуальность идей аль-Фараби в современных дискуссиях об этике, образовании и раскрытии человеческого потенциала.

Ключевые слова: аль-Фараби, счастье, добродетель, обучение и воспитание, исламская философия, гражданская этика.

 

Биографии авторов

Ы. Палторе, Египетский университет исламской культуры Нур Мубарак, Казахстан, г. Алматы

Палторе Ыктыяр – PhD, Египетский университет исламской культуры «Нур-Мубарак» (Алматы, Казахстан), e-mail: yktiyar@inbox.ru

Х. Хошбатени, Тебризский университет, Иран, г. Тебриз

Хоссейн Хошбатени – PhD, Тебризский университет (Тебриз, Иран), e-mail: Hosseinkhoshbaten@yahoo.com

К. Касымбаев, Египетский университет исламской культуры Нур Мубарак, Казахстан, г. Алматы

Касымбаев Куаныш – PhD-студент, Египетский университет исламской культуры «Нур-Мубарак» (Алматы, Казахстан), e-mail: Kuanishnm@mail.ru

Загрузки

Как цитировать

Палторе Y. ., Хошбатени H. ., & Касымбаев K. (2025). ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ АЛЬ-ФАРАБИ: ЛИНГВОФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ «ДОБРОДЕТЕЛИ», «СЧАСТЬЯ» И «ГРАЖДАНСКОЙ ЭТИКИ». Вестник КазНУ. Серия Востоковедения, 114(3), 15–28. https://doi.org/10.26577/JOS202511432

Выпуск

Раздел

ВОСТОЧНОЕ ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ