ОБЩИЙ ОБЗОР КОЛЛЕКЦИИ ПЕРСИДСКИХ РУКОПИСЕЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
DOI:
https://doi.org/10.26577/JOS.2024.v111.i4.02Аннотация
В статье сделан комплексный обзор рукописей на персидском языке, хранящихся в рукописном фонде Национальной библиотеки Республики Казахстан. На конкретных примерах была представлена краткая история распространения персидских рукописей в Казахстане и потребности местного населения в литературе, распространяемой в виде персидских рукописей. Основная причина этого в том, что персидский язык был не только языком поэзии, но и языком науки, особенно исторических произведений. Об этих словах свидетельствует тот факт, что начиная со средних веков рукописи на персидском языке, написанные на различные темы, широко распространялись в странах Средней Азии и использовались в качестве учебников в местных медресе. Также в пользу этих слов свидетельствуют тематические и содержательные особенности рукописей на персидском языке, хранящихся в рукописном фонде Национальной библиотеки Республики Казахстан. Можно также сказать, что литературное, историческое, философское, суфиское, словари, рукописи о фикхе, различные рассказы и рассказы на персидском языке преподавали в медресе Средней Азии и Казахстана еще до образования Советского Союза. В качестве доказательства этого всесторонне рассмотрены грамматика арабского языка, написанная на персидском языке, и сборник стихов Хафиза бен Бидиля, сохранившийся в нескольких вариантах в рукописном фонде Национальной библиотеки Республики Казахстан. В статье в основном рассмотрены содержание и научная значимость персидских рукописей, хранящихся в редкой коллекции Национальной библиотеки Республики Казахстан. В ходе исследования персидские рукописи были разделены на три группы. Не остались без внимания уникальные особенности рукописей каждой группы и проблемы, возникающие в ходе исследования. По мере возможности в статью включаются хронология персидских рукописей и заказчики, печать, почерк, переписчики, место (город) и год переписания этих рукописей.
Ключевые слова: персидская рукопись, классификация, медресе, учебник, литература, история, мусульманское образование