Транспортно-логистический потенциал и перспективы использования порта Чабахар для стран Центральной Азии

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.26577/JOS.2023.v106.i3.04
        144 130

Аннотация

Общеизвестно, что почти треть развивающихся стран мира, не имеющих прямого выхода к морю, находится в Европе и Центральной Азии. Многие люди в этих странах занимаются исключительно сельским хозяйством, чтобы выжить, но отсутствие выхода к морю создает дополнительное бремя для развития сельского хозяйства и торговли. Согласно результатам исследования Всемирного банка, стоимость перевозки грузов, импортируемых из этих развивающихся стран, в два раза выше, чем стоимость перевозки их прибрежным соседям. Тарифы, пограничные контрольно-пропускные пункты и неразвитая инфраструктура приводят к задержкам транспортных средств и дальнейшему увеличению торговых расходов.

Целью исследования является изучение потенциала иранского порта Чабахар, перспектив и тенденций развития транспортных и коридорных путей, которые являются одними из транзитных возможностей государств Центральной Азии. Страны Центральной Азии находятся в изолированном (land-locked area) регионе, который не имеет прямого выхода к морю, хотя сырьевые продукты расположены в самом сердце Евразии, на территории, богатой природными ресурсами. Из изолированной зоны (land-locked area) Центрально-Азиатским странам необходимо наладить транспортно-транзитные коридоры для превращения в зону land-linked, данная цель имеет стратегическое значение в повестке дня всех стран Центральной Азии, в том числе Казахстана, эффективно используя территорию расположенного в периферии Восток и Запад, Север и Юг для динамичного экономического развития. В эпоху глобализации, в свое время изолированное от внешнего мира из-за западных санкции Иран в настоящее время становится геополитически активным актором, рационально используя свою «морскую мощь». Также следует отметить, что последние изменения на политической сцене, особенно война России и Украины, становятся триггерным фактором для развития этих альтернативных транспортных и коридорных проектов.

В качестве методологии исследования используется метод анализа данных (secondary data analysis), в том числе, метод исследования договоров и деклараций, других официальных документов и данных (documentary method analysis). Кроме того, в соответствии с актуальностью темы, в ходе анализа интервью представителей власти и ранжирования данных новостного сайта был использован метод контент-анализа. Источниковая база исследовательской работы базируется на исследованиях, проведенных в англоязычных, русскоязычных академических сообществах в области международных отношений.

Финансирование: Исследование в статье осуществлено при грантовом финансировании Министерства науки и высшего образования РК в рамках проекта АР19679313 «Конкурентоспособность транзитно-транспортного потенциала Казахстана в условиях формирования альтернативных транспортных коридоров».

Ключевые слова: Центральной Азиатские государства, Иран, транспортные коридоры, порт Чабахар, международный транспортный коридор Север-Юг 

 

Загрузки

Как цитировать

Zhekenov, D., & Jakubayeva, S. (2023). Транспортно-логистический потенциал и перспективы использования порта Чабахар для стран Центральной Азии. Вестник КазНУ. Серия Востоковедения, 106(3), 30–41. https://doi.org/10.26577/JOS.2023.v106.i3.04

Выпуск

Раздел

ПОЛИТИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ