Ликвидация неграмотности в начале ХХ века: обзор истории написания учебных пособиях методических пособий (На примере: Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан и Туркменистан)
DOI:
https://doi.org/10.26577/JOS.2023.v106.i3.01Аннотация
В статье речь пойдет о написании и создании первых букварей и учебных пособий по ликвидации неграмотности в 20-40-х годах 20 века на территории Азербайджана, Казахстана, Киргизии, Узбекистана и Туркменистана (далее - Страны). Кроме того, проведен обзор истории образовательных программ и влияния художественной литературы и ее внедрения в систему образования в общегосударственных мероприятиях по ликвидации неграмотности. Известно, что после образования Советского Союза вся деятельность народного образования подверглась коренной перестройке, уделяя внимание образованию и строительству современных школ. В этом направлении дифференцирована работа родственных стран со схожими концепциями и взглядами на образование, ликвидацию неграмотности и организацию школы в первой половине ХХ века. После Октябрьской революции образование стало одним из важнейших направлений государственной политики. Широко проводилась научно-исследовательская работа по педагогике для полной ликвидации классового деления общества и высказывались мнения об образовательных программах, способных умело использовать гуманитарную сферу как идеологический инструмент. Дифференцировано место литературы в странах как инструмента ликбеза, основы ее развития как фольклорного, художественного предмета (учение, теория и методика).
Приведено содержание образовательной программы и основные цели, задачи и приоритеты, на которые педагоги должны обратить внимание во время урока. Поскольку учителям в этом направлении нужны и специальные методические указания, планы уроков, советы, в просветительской кампании, проводившейся в Советском Союзе, были изучены учебные материалы, написанные интеллигенцией разных стран. Среди них были приведены документы об учебных пособиях и азбуках по ликвидации неграмотности казахского писателя Беймбета Майлина, методический аспект которых не изучен до сих пор.