ОСОБЕННОСТИ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МОДЕЛЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ АРАБСКИХ И МАМЛЮКСКО-КИПЧАКСКИХ СЛОВ (НА ПРИМЕРЕ «КИТАБ БУЛГАТ АЛЬ-МУШТАК»)

Авторы

  • А.A. Mustafayeva Казахский национальный университет имени аль-Фараби, Казахстан, г. Алматы http://orcid.org/0000-0001-6878-4946

DOI:

https://doi.org/10.26577/JOS.2023.v104.i1.03
        91 91

Аннотация

Волны завоеваний, прокатываясь по Евразии и опустошая ее, уничтожали культурные богатства, в том числе рукописи, уцелевшая часть которых была утеряна временем, а другая – хранится в разных уголках мира. В период советской власти, несмотря на развитие науки и техники в целом, история, культура, религия, язык отдельных советских республик подверглись сильным коренным изменениям. Кочевая культура рассматривалась вне письменного культурного наследия, источники на исходном языке, созданные нашими соотечественниками в средневековье, не изучались в оригинале, в итоге появились пустоты или некорректные сведения по всем гуманитарным наукам Казахстана. Огромная часть известных кыпчакских письменных памятников, выполненных средневековыми учеными в государстве мамлюков в Египте, датируемых XIII-XV вв., по сей день находится в рукописехранилищах Нидерландов, Италии, Франции и Турции. Это – комплекс лексикографических и грамматических трудов, представляющий первоисточник в изучении истории современных тюркских языков, в частности казахского, реконструкции его фонетической, морфологической и лексической систем. В настоящем исследовании, посвященном средневековой рукописи XIV века «Китаб булгат аль-Муштак», планируется комплексное исследование, состоящее из приобретения рукописи или изготовления копии, передачи в архивно-библиотечный фонд РК, перевода и тщательного изучения лексического состава всего труда. При расширенном лексическом разборе памятника, где сформируется лексика языка, состоящая из ключевых слов и терминов, словосочетаний и терминосочетаний, стилистически окрашенных слов, слов в переносном значении, фразеологизмов, диалектизмов, синонимов, омонимов, частиц, связывающих предложения, абзацы и т.д. Словообразовательный разбор поспособствует продемонстрировать потенциал языка, возможности словообразования, наиболее продуктивные и активные словообразовательные модели арабского и мамлюкско-кипчакского языка.

Ключевые слова: арабский, мамлюкско-кыпчакский, словообразование, иштикак, средневековая рукопись

Загрузки

Как цитировать

Mustafayeva А. (2023). ОСОБЕННОСТИ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МОДЕЛЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ АРАБСКИХ И МАМЛЮКСКО-КИПЧАКСКИХ СЛОВ (НА ПРИМЕРЕ «КИТАБ БУЛГАТ АЛЬ-МУШТАК»). Вестник КазНУ. Серия Востоковедения, 104(1), 20–27. https://doi.org/10.26577/JOS.2023.v104.i1.03

Выпуск

Раздел

ВОСТОЧНАЯ ФИЛОЛОГИЯ