Место и роль Ахмета Байтурсынов в тюркологии и его исследования в Турции
DOI:
https://doi.org/10.26577/JOS.2022.v100.i1.12Аннотация
В начале XX в. Ахмет Байтурсынов олицетворял казахскую сущность в области образования, сконцентрировав в себе всю многогранную работу по преодолению трудностей в сфере просвещения и образовательной системы. Играл важную роль в реконструкции и адаптации системы образования к новым реалиям, писал книги, научные статьи и составил азбуку для тех, кто не умел читать и писать. Внес неоценимый вклад в составлении научных терминологий по грамматике казахского языка, став основоположником казахской лингвистической науки.
А. Байтурсынов, во время участия в конгрессе тюркологов, состоявщегося в Баку в 1926 году, выступил по проблемам казахской графики, орфографии и в особенности заинтересовал присутствующих новым арабографическим казахским алфавитом. Создание нового письма, путем изменения арабского алфавита в соответствии с фонетическими особенностями казахского языка, считается великой заслугой, которую он оказал казахскому языку и тюркологии в целом.
Алфавит Ахмета Байтурсынов начали использовать в 1912 году, а через год стал основным письмом в медресе и казахско-русских школах, а с 1929 казахский алфавит стал записываться латиницей. Забытый сегодня арабографический алфавит А. Байтурсынов, до сих пор используется казахами в Восточном Туркестане.
Исследования творчества Ахмета Байтурсынов в тюркологи были начаты в 1919 годах. Первые исследования проводились русскими учеными, но особо значимые исследования были представлены в Казахстане, и была создана отдельная научная дисциплина. Важные научные исследования имеются и в Турции. В статье сделана попытка вкратце изложить основные направления исследования творчества А. Байтурсынов, которые проводятся турецкмими учеными.