Исламское правление в Иране: идеологические основы
DOI:
https://doi.org/10.26577/JOS.2020.v93.i2.02Аннотация
Вопрос о содержании понятия «исламская республика» продолжает обсуждаться в разных странах востоковедами, философами, политологами, юристами, богословами. Многие исследователи особое внимание при этом обращают на особенности общественнополитической жизни, характер социально-экономических преобразований и другие явления в Исламской Республике Иран (ИРИ) (Fisher M., 1980). Авторы считают, что к правильной позиции по отношению к роли духовных лиц в иранской революции можно прийти, признавая как особенности идеологических основ ислама, так и раскрывая духовенство как особой группы людей, имеющих свои специфические идеалы и организационную структуру. В статье дается определение содержанию исламско-республиканской формы правления и предлагается свое видение теократического режима в этой стране. Все трактовки «Исламской Республики» в ИРИ базируются на книге аятолла Р. Хомейни «Хокумат-е джомхури-йе эслами» («Правление Исламской Республики») и его известных выступлений о построении справедливого государственного устройства и т.д. Главным центром государственной власти в Иране стал институт «велаят-и факих», пост руководителя страны, который в свое время занимал имам Хомейни. В период же «отсутствия» истинного имама исламскому государству необходима особая форма правления, причем в священных текстах содержится ряд положений, которые могут служить ключом в подходе к данной проблеме. Р. Хомейни выделяет четыре таких положения. Это положения о фетве, о совете, о муджтахиде и о морали. Ключевые слова: Ислам, династия, меджлис, улемы, шииты, монархия, политика, идеология.