Аль-Фараби и вопрос о существовании
DOI:
https://doi.org/10.26577/JOS.2020.v94.i3.03Аннотация
Фундаментальный вопрос Фараби (также аль-Фараби) – это вопрос о существовании. Метафизику, физику, этику, политику и гражданскую науку Фараби можно понять и оценить в контексте проблемы о существовании. Исследование о смысле существования охватило всю его философию. Фараби следует рассматривать как систематическое начало исламской философии, а не как ее источник. Фараби больше обязан своей онтологической системой религиозным учениям, исламской культуре и мысли, а также иранской мудрости, наследию и традициям. Точнее говоря, основным и истинным источником исламской философии является не Греция, а коранические стихи и пророческие традиции, а также молитвы и священные тексты. Возникновение или раскрытие существования у Фараби связывается с мышлением человека. Там, где нет мышления, существование будет покрыто или скрыто. В поисках смысла существования Фараби не спрашивает его качества (того, что есть). Вопрос о сущности существования в корне неверен и заставляет увязнуть в вербализме и, что еще более опасно, превращает существование в объект. Существование неотделимо от мышления. Существование не является объектом наравне с другими объектами внешнего мира, поэтому мы можем задаться вопросом о его природе или качестве. Существование раскрыто только в пределах горизонта мышления. Вопрос о сущности или о сущности существования равносилен его забвению и скрытности. Было ли у Фараби какоелибо новшество в области онтологических проблем, которое сделало бы его отличным от нас по сравнению с его предшественниками? Говорит ли он о типе новой онтологии, которая может служить альтернативой существующим? В чем разница между его философией и философией Платона и Аристотеля? Встречаются ли нам разные определения, типы понятий, категории или подходы самого Фараби? Если есть такие новшества, будут ли они в той степени, в которой они могут привести к созданию системы в сфере онтологии? Изучение этих вопросов показывает, что Фараби имеет особую заинтересованность в философии, отличающуюся от интересов греческих философов. Религиозные учения, обращающие внимание на роль и влияние восточной мудрости или Sophia Irannica в философском мышлении, поиск истинной мудрости и отделения от греческих понятий и, наконец, обеспечение теории синтеза и примирения религии и философии, всё это составляет основной подход Фараби. Ключевые слова: Фараби, существование, эпистемическая непривязанность, греческая традиция, Аристотель.