Мыслитель Отрарского вилаята
DOI:
https://doi.org/10.26577/JOS.2020.v92.i1.02Аннотация
Ислам – великая цивилизация. Вклад ислама в историю человечества особо значим, так как под его знаменами происходил расцвет образования и науки, человечество воспаряло к высотам гуманизма и здравомыслия. Края, пожелтевшие как иссохшая степь, как высохшие русла рек, с появлением ислама превращались в луга с буйной и высокой травой. Ислам начал внедряться в Среднюю Азию, в том числе в казахские земли, в VIII веке нашей эры. В решительной битве между китайскими войсками династии Тань и мусульманами на побережье Таласа в 751 году победа мусульман открыла путь на территорию Средней Азии не только исламу, но и беспрепятственному распространению его культуры. На казахские земли наряду со Священным Кораном пришла и исламская цивилизация. Оживились наука и образование. Были построены города. В них функционировали медресе и научные центры. Из среды местного народа вышли глубоко мыслящие ученые, в своих произведениях восхвалявшие гуманизм – Абу Наср ал-Фараби, Ходжа Ахмет Йасави, Йусуф Баласагуни, Джамал ад-дин Саид ат-Туркистани, Мухаммед Хайдар Дулати, Кадыргали Жалаири и др. Они являются гордостью не только казахского народа и Средней Азии, но и всей культуры мусульманского Востока. Их имена присвоены улицам и проспектам, университетам и научно-исследовательским институтам Казахстана. Мы гордимся ими. Оставленное великими учеными ценное наследие является кладезью для нас и всегда будет воодушевлять на великие дела. Наши предки оставили большое духовное наследие. Мы должны не только освоить их, но и изучать, и почитать, потому что ислам – нерушимая часть и опора культуры и литературы, искусства и нравственных ценностей казахского народа. Без традиций ислама трудно представить себе казахскую культуру. Ислам был в разные времена и будет основным столпом нашего духовного развития. На казахской земле функционировало много разных культурных, научных и духовных центров – Отрар, Суткент, Туркестан, Сыганак, Баршынкент, Кипчак, Аркок, Женд, Исфиджаб-Сайрам, Тараз, Баласагун. Если говорить только об одном Отраре, то можно сказать, что он дал миру Абу Насра ал-Фараби и других одаренных ученых, внесших каждый в отдельности собственную лепту в мировую культуру. Подавляющее большинство людей знают одного великого ученого – Абу Насра ал-Фараби (870-950). Неужели Отрар дал миру только одного Абу Насра? Наши исследования показывают, что только в одном Отраре родились и выросли более 30 ученых, представителей разных отраслей науки, образования, культуры и религии. Если сведения о жизни и трудах некоторых из них дошли до нашего времени, то о других мы знаем лишь крупицы. Тем не менее, они для нас очень дороги. В статье рассматривается жизнь и творческое наследие средневекового мыслителя, ученого педагога, исламоведа, уроженца города Зернуж (Зернук) – [Бурхан ад-дина] ан-Нуъмана бин Ибрахима бин Халил Тадж ад-дин аз-Зернуджи (? – 1206), автора религиозно-педагогического арабоязычного сочинения «Таълим аль-мутаъаллим тарик аль-улум». Родился он в г. Зернудж (Зернук) (Фарабский вилаят), что на берегу р. Сайхун (Сыр-Дарья) в середине XI века и скончался в 1206 году. Его труды в качестве учебного пособия пользовались в различных медресе как арабских стран, так и Османской империи вплоть до недавного времени. Ключевые слова: Зернудж (Зернук), Отрар (Фараб), Ислам, Мавереннахр, священный Коран, аят, хадис, талиб, фикх, Исфиджаб (Сайрам).